Top.Mail.Ru

Кружок «Любознайки». (Программа)

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЛЮБОЗНАЙКИ» — второй группы раннего возраста. Составитель:  Смашнева Н.В.

Пояснительная записка

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.

Цель программы: развитие познавательной активности у детей раннего возраста в процессе экспериментально — исследовательской деятельности, расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира.

Задачи программы:

  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость;
  • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;
  • Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

 

Принципы и подходы к реализации программы

Цель программы определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих представление о значении раннего  возраста для становления и развития личности ребёнка:

а) Личностно ориентированные принципы

Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей раннего  возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача  – это развитие ребёнка, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно ориентированные принципы

Принцип целостности содержания образования. Представление детей  о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно — ориентированные принципы

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у детей способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Основные принципы построения и реализации Программы:

  • научной обоснованности и практической применимости;
  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;
  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Возрастные характеристики детей раннего возраста

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того, что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели:  раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим  отмечается и социальное развитие,  значительно раньше отмечается кризис трёх лет.

Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне – при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость).  Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключится с одной деятельности на другую, соответственно доминантой становится процесс возбуждения и как следствие — неустойчивое эмоциональное состояние.

Взаимосвязь физического и психического развития – это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма.

Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например: ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные).

Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается, в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому  необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.

В раннем  возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм. Под влиянием общения с взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.

Планируемые результаты освоения программы.

Программа направлена на развитие поисковой, экспериментально — исследовательской  деятельности детей раннего возраста,  на создание условий для сенсорного развития в  ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений детей  на основе проведения игр-экспериментов:

  1. Представления о различных физических свойствах воды (жидкость-пар-лёд).
  2. Представления из области естествознания: о разновидности камней, ракушек, почвы; о разнообразии природно-климатических зон, животного мира.
  3. Представления из области химии: растворение различных веществ (соль, сахар), их взаимодействие, выделение веществ путём фильтрации и отстаивания (очищение воды от песка через салфетку).
  4. Представления из области физики: измерение объёма (измерение крупы разными мерками); представления о времени (утро, день, вечер, ночь), измерение температуры (вода холодная и тёплая, снег холодный, летом жарко, а зимой холодно).

 

Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в середине и в конце учебного года. Знания теоретического материала диагностируются путём опроса во время занятий , образовательной деятельности в ходе режимных моментов и наблюдений. Путём наблюдения за детьми во время занятий и опытов диагностируется интерес к познавательно – экспериментальной деятельности. Через анализ поведения детей на занятиях, при подготовке к опытам, элементарным экспериментам, исследованиям, диагностируется развитие познавательных способностей детей.    Показатели результативности реализации программы кружка:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • возникновение желания к ведению конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
  • рост уровня любознательности, наблюдательности;
  • активизация речи детей, пополнение словарного запаса специальными понятиями;
  • возникновение желания самостоятельно делать выводы.

 

Особенности организации образовательной деятельности

Данная программа выступает в качестве вариативной части рабочей программы первой группы раннего возраста «Звёздочки».  С сентября по май проводится 1 занятие в неделю, в пятницу, длительностью 10 минут, 36 занятий в год. Занимательные образовательные ситуации проводятся с группой детей  в количестве 8 человек. Возраст воспитанников с 2  до 3 лет.

Исходя из специфики этой возрастной категории, Программа предусматривает использование следующих принципов обучения:

Доступность

Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного материала.

Наглядность

Так как у детей данного возраста в обучении ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала.

Индивидуальный подход

Работа с малышами требует большого внимания. Они еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.

В течение занятия необходимо  каждому уделять внимание, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением. Индивидуальная работа — это один из самых эффективных способов обучения на данном возрастном этапе.

Для положительной мотивации экспериментально-исследовательской деятельности детей используются различные стимулы:

  • внешние стимулы (появление сказочного героя, новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так)
  • проблемный вопрос;
  • ситуация выбора.

Основное требование в работе кружка — это организация познавательной среды таким образом, чтобы инициатива исходила от самого ребенка, а взрослый закладывает его интерес в основу для дальнейшего познавательного процесса.

Требования к содержанию обучения

  1. У детей должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями.
  2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы дети ясно представляли их содержание.
  3. Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии детей; они должны воспринимать эти представления как потенциально допустимые, сочетающиеся с имеющимися представлениями о мире. Малыши должны быть в состоянии связать новое понятие с уже имеющимися.
  4. Новые понятия и представления должны быть плодотворными; иначе говоря, чтобы дети отказались от более привычных представлений, нужны серьезные причины. Новые идеи должны быть явно интереснее и полезнее старых знаний.

Примерный  алгоритм  проведения  занятия-экспериментирования

  1. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
    2. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
    3. Игровая ситуация для развития внимания, восприятия, памяти, мышления.
    4. Выбор оборудования и его размещение в зоне исследования.
  2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  3. Анализ и обобщение полученных результатов.

Использование игровых технологий на данном этапе обучения экспериментированию является приоритетным. Именно с помощью игровых персонажей детям предлагаются простейшие проблемные ситуации: «Утонет ли мячик?», «Как спрятать от лисы колечко в воде», «Почему нельзя есть снег?», «Как слепить пирожки из песка для медвежонка?» и  другие. Дети осваивают действия по переливанию и пересыпанию различных материалов и веществ, знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, солнечных лучей, льда, снега, песка. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень, о том, что разные предметы и животные издают различные звуки. Полученные знания закрепляются во время прогулок.

В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка.   В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам), способствует развитию внимания,  памяти.

Взаимодействие с родителями.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей. С этой целью Программой предусмотрен ряд  консультаций по темам, связанным с экспериментированием. В ходе сотрудничества с родителями предполагается пополнение опытно — экспериментальным оборудованием мини – лаборатории в группе «Звёздочки», сбор бросового и природного  материала для проведения опытов и экспериментов.

Именно в семье, ребенок получает возможность включаться в совместные действия с взрослым, осваивая все их разнообразие и сложность. Вместе с мамой или бабушкой можно стирать белье в машине, нажимая на нужные кнопки и слушая, как белье крутится в барабане, а затем прополоскать свои носочки в тазике с водой. Нет ничего интереснее, как вместе с папой наносить кистью клей на обои или рядом с ним стучать деревянным молоточком по доске, «забивая гвозди». Если взрослые позволяют ребенку по мере возможности и с учетом безопасности участвовать в их домашних делах, малыш не только узнает много нового, он приобретет опыт переживаний радости от совместной деятельности, ее хорошего результата. Конечно это и испачканные рубашки и платья, и пролитая вода, и оставленные после «подметанья» мусор на полу, и грязная после мытья посуда.

Долгое время ребенка занимает только процесс того или иного действия, а не его результат.    Лишь к концу раннего возраста он научится понимать, что любое дело должно сделано хорошо, замечать свои ошибки. Но без такого опыта его жизнь будет намного беднее. Если родители будут ограничивать деятельность ребенка слишком строго, он не почувствует уверенности в своих силах. Но нельзя оставлять без внимания все промахи малыша, задача взрослых – вводить его действия в культурные рамки, давать ориентиры поведения в мире вещей.

План работы с родителями

Сентябрь

Привлечение к созданию мини-лаборатории  в группе.

Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!».

Октябрь

Консультация «Значение экспериментальной деятельности для детей».

Пополнение уголка детского экспериментирования коллекциями.

Ноябрь

Консультация  «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем».

Декабрь

Изготовление макета «Времена года».

Консультация «Кидаем в воду все подряд!».

Январь

Консультация  «Как играть дома с песком».

Февраль

Консультация  «Экспериментальная  деятельность детей раннего  возраста».

Фотовыставка  «Мы экспериментируем».

Март

Совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку».

Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!».

Апрель

Изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку».

Май

Фоторепортаж о кружковой работе.

Планирование экспериментально-исследовательской деятельности

Критерии эффективности усвоения программы

Критерии эффективности усвоения программы  определяются по двум методикам:

По методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности.

По методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования.

Критерии эффективности усвоения программы сформулированы в соответствии со структурно-логической схемой формирования навыков экспериментирования в раннем возрасте.

Каждый эксперимент протекает в несколько этапов.

1-й этап эксперимента. Осознание проблемы.

Низкий уровень:  не проявляют желания что-то сделать
Средний уровень: активно проявляют желание что-то сделать
Высокий уровень: проявляют любопытство, задают первые вопросы

2-й этап эксперимента. Формулирование задачи

Низкий уровень: не вникают в задачу эксперимента
Средний уровень: понимают только действия, которые необходимо выполнить
Высокий уровень: понимают задачу эксперимента

3-й этап эксперимента. Продумывание методики

Низкий уровень: совершают неосознанные действия или лишь некоторые действия становятся целенаправленными
Средний уровень: количество целенаправленных действий увеличивается
Высокий уровень: при проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос взрослого «Как это сделать?»

4-й этап эксперимента. Выслушивание инструкций и рекомендаций.

Низкий уровень: выполняют по просьбе взрослого простейшие действия
Средний уровень: выполняют по просьбе взрослого многие действия, простейшие поручения
Высокий уровень: выполняют инструкции, содержащие два поручения сразу

5-й этап эксперимента. Прогнозирование результатов

Низкий уровень: не предугадывают последствия
Средний уровень: предугадывают последствия некоторых своих действий, производимых с предметами
Высокий уровень: начинают отвечать на вопрос «Что случится, если мы сделаем это?»

6-й этап экспериментирования. Выполнение работы

Низкий уровень: работают с помощью воспитателя
Средний уровень: работают вместе с воспитателем
Высокий уровень: работают под присмотром воспитателя

7-й этап экспериментирования. Выполнение правил безопасности

Низкий уровень: свои действия не контролируют. Нуждаются в постоянной опеке со стороны взрослых.
Средний уровень: начинают избегать некоторых действий, имевших неприятные последствия в прошлом. Нуждаются в контроле со стороны взрослых.
Высокий уровень: начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен.

8-й этап эксперимента. Наблюдение и фиксирование результатов.

Низкий уровень: фиксируют  предметы глазами, запечатлевают отдельные элементы. Результаты не фиксируют
Средний уровень: удерживают внимание при поддержке интереса взрослым. Результаты не фиксируют
Высокий уровень: способны на непрерывное наблюдение (1-2 мин.) Простые ведутся самостоятельно, остальные – под непосредственным руководством педагога. Осваивают фразовую речь. Отвечают на простые вопросы. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий.


Список литературы

Веракса Н.Е. Познавательно — исследовательская деятельность дошкольников. М.2012

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников. М.2013

Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М. 2013.

Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр – занятий для дошкольников. М.2000.

Картотека опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.

1 комментарий

  1. Хороший материал.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Решите задачку *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост