В процессе работы с детьми по формированию представлений о многообразии окружающего мира мы стараемся строить обучение так, чтобы предоставленный материал вызывал у детей удивление, восторг, желание поиграть, узнать что-то новое или рассказать о том, что они уже знают. В дидактических играх познавательные задачи соединяются с игровыми, что делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого усвоения детьми знаний. Игра с интересным дидактическим материалом позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениям.
Сегодня вашему вниманию хочу представить игровые пособия «Умные домики». Почему именно домики? Просто, наблюдая за детьми, обратила внимание, что малышам нравится играть с домиками. Первое дидактическое пособие «Цветные домики» у нас появилось ещё в прошедшем учебном году, которые помогали закреплять знания детей о цвете, форме предметов. Дети до сих пор играют с ними, но теперь самостоятельно, придумывая разные новые игровые ситуации. Поэтому, пополняя развивающую среду новыми пособиями, решила сделать то, что больше нравится моим детям. Новые игровые пособия сделаны все в виде домиков с кармашками, данные пособия используются в совместной организованной образовательной деятельности с детьми и самостоятельных играх малышей.
Использование игровых пособий «Умные домики» позволяет создавать условия:
- для формирования позитивного отношения к окружающему миру;
- для развития умения элементарного самоконтроля речевого высказывания и саморегуляции своих действий;
- для развития самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, игрового творчества детей;
- для развития мелкой и общей моторики рук, зрительного восприятия;
- для развития у детей навыков дружеского коммуникативного взаимодействия со сверстниками.
Многие считают, что вводить утренний круг в младшей группе рановато, но мы с детками попробовали и у нас получается. На нашем утреннем круге «Доброе солнышко» мы приветствуем друг друга, играя в игры: «Назови соседа ласково», «Подари другу улыбку», «Поздоровайся с соседями». И здесь появляется «Домик желаний», где каждый ребёнок может поместить в своём окошке картинку-пожелание, чем бы он хотел сегодня заниматься в группе. Зарисовывать свои желания мои детки ещё не умеют, и поэтому выбирают картинки, где изображена какая-то деятельность ребёнка. Сначала были картинки, где играет один ребёнок, а теперь мы учимся выбирать картинки, где отображена совместная деятельность детей. Выбирая картинку, ребёнок объясняет, с кем он хочет построить домик или лепить. На вечернем круге мы пытаемся рассказать, что сбылось из наших пожеланий, но пока не всё получается, но мы все знаем, что любая традиция устанавливается постепенно, поэтому, думаю, к концу года утренний круг и вечерний круг станут нашей доброй традицией в группе.
В центре природы у нас живёт «Домик наблюдений», где дети карточками отмечают состояние погоды и каких птиц они видели на прогулке. По желанию детей мы добавили в этот домик карточки с изображением собаки, машины, так как дети видели это, когда шли в детский сад. Здесь же поселился домик «Времена года», который позволяет детям в процессе игры расширять и закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Уже в младшем дошкольном возрасте формируются элементарные нравственные представления, умения и навыки. Так же дети получают знания о явлениях общественной жизни и нормах поведения в обществе, они начинают оценивать поступки других, анализировать своё поведение. Игровое пособие «Хорошо – плохо» помогает малышам разобраться в хороших и плохих поступках. В окошко с весёлым смайликом дети помещают картинки с хорошими поступками, а в окошко с грустным смайликом – картинки с плохими поступками. Первое время играла вместе с детьми, обсуждая поступки детей на картинках, теперь дети умеют играть самостоятельно.
Если у малышей не получается сделать что-то вместе, и они ссорятся, на помощь им приходит наш «Весёлый домик Дружбы». Руки детей встречаются в домике, и малыши мирятся, проговаривая слова:
«Улыбнись, не сердись, быстро с другом помирись!» Дети придумали свою игру «Прятки», и стали в этом домике прятать игрушки, а затем угадывать на ощупь, как в чудесном мешочке, только здесь один прячет, другой отгадывает.
Совсем недавно в нашей группе появилось новое пособие «Домик тайного друга». В игре «Тайный друг» дети не знают, о ком будут рассказывать, так как им предстоит сначала выбрать конверт, где находится фотография с ребёнком, о котором они должны рассказать. Ребёнок на фотографии обязательно что-то делает, чтобы дети могли не только назвать ребёнка и рассказать о нём, о его действиях.
В детском саду мы постоянно учим детей делиться игрушками, уступать друг другу, не мешать, проявлять заботу и внимание. Есть у нас домик «Добрых дел», с помощью которого побуждаю детей к нравственным поступкам. Совершив хорошее дело или поступок, дети в «Домике добрых дел» ставят звёздочку в свой кармашек. Но некоторые малыши стараются поставить в свой кармашек много звёздочек, просто так, не рассказывая о своих добрых делах. Но, думаю, что у нас в дальнейшем всё получится.
В заключении хочу сказать, что в процессе игровых действий с «Умными домиками»:
- дети стали слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
- у детей развивается речевое взаимодействие;
- дети стали более самостоятельны, сами устанавливают правила игры, обсуждают действия, придумывают новые игровые ситуации;
- дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга.
Как я уже говорила, что малыши не могут зарисовать, записать какое-то событие, но скоро у нас в группе появится домик событий, где дети при помощи картинок смогут показать, чем они занимались в течение дня.
Свежие комментарии