Цель планирования: развитие познавательной активности у детей младшего возраста в процессе экспериментально — исследовательской деятельности/
Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.
Планирование экспериментальной деятельности
Автор: Смашнёва Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Место работы: МБОУ «Начальная школа – детский сад «Росток»
Вид деятельности: исследовательская
Форма проведения: игры-эксперименты
Возрастная группа: младшая группа
Цель. Создание социальной ситуации развития в процессе игровой экспериментальной деятельности
Задачи:
— способствовать развитию познавательной активности;
— создать условия для развития элементарных исследовательских умений;
— способствовать развитию речевой активности;
— создать условия для взаимодействия со сверстниками и взрослым;
— воспитывать внимательное и бережное отношение к неживой природе.
ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ
Занятие №1 «Знакомство»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды, плавающих игрушек. Вызвать интерес к игре с водой.
Ход занятия:
- Наблюдение за тем, как льется в тазик вода
- Игра «Дружим с водичкой» (трогаем руками)
- Игра с плавающими игрушками
Занятие №2 «Теплая – холодная»
Цель: Познакомить с понятиями «теплый», «холодный», учить детей самостоятельно определять состояние воды.
Ход занятия:
- Игра «Утята и рыбки» (группировка)
- «Купаем утят в холодной воде»
- «Купаем рыбок в теплой воде»
- Сравнение воды
Занятие №3 «Ловись, рыбка»
Цель: Научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды, вызвать интерес.
Ход игры:
- Наблюдение как плавают рыбки
- Показ, как пользоваться сачком
- Игра «Поймай рыбку»
Занятие №4 «Достань шарик»
Цель: Закреплять умение пользоваться сачком. Развивать умение играть с водой, учить детей исследовать, анализировать.
Ход занятия:
- Игры с шариками, катание
- Игра «Утопим шарики»
- Игра «Достанем шарики»
Занятие №5 «Что тонет»
Цель: Учить сравнивать разные предметы: мягкий, твердый, легкий, тяжелый; познакомить со свойствами этих предметов в воде: тяжелый тонет, легкий плавает.
Ход игры:
- Сравнение: губка и камень (легкий, тяжелый)
- Игра «Твердые, мягкие»
- Игра «Плавают, тонут»
- Игры с водой, губкой, камешками
Занятие №6 «Что как плавает»
Цель: Знакомить детей со свойствами различных материалов в воде, учить обследовать, делать выводы.
Ход игры:
- Рассматривание предметов: пластмассовый кораблик, резиновый мячик, ложка металлическая, камешек и другое
- Игра «Купаем предметы» пускаем постепенно предметы в воду
- Называние предметов рассказ о том, что происходит с предметами
Занятие №7 «Капитаны»
Цель: Закрепить знания детей о плавающих игрушках; формировать умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.
Ход игры:
- Упражнение «Дует ветер»
- «Отправляемся в плавание», дуем на кораблики
Занятие №8 «Поймай льдинку»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды, вызвать интерес к льдинкам, играм с льдинками.
Ход занятия:
- Рассматривание льдинок, льдинки – это вода, но она замерзла
- Опыт: поддержать льдинку в руках. Она превращается в воду
- Игра «Льдинки плавают»
- Игра «Поймай льдинку» Вывод: льдинки тают и в воде
Занятие №9 «Достань камешки»
Цель: Закреплять знания детей о воде: холодная, теплая, безвкусная, чистая, прозрачная.
Ход игры:
- На дно тазика выкладывается несколько камешков
- «Найди клад». На дно кладется в камешки красивую ракушку. Дети достают ракушку
ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ СО СНЕГОМ И ЛЬДОМ
Занятие №1 «Снежинка в гостях у ребят»
Цель: Закрепить знание свойств снега – холодный, его цвет – белый. состоит из мелких снежинок.
Ход игры:
- Появление девочки – снежинки
- Беседа о зиме
- Игра со снежинками: подбрасывают снежинки, они летят
- Рассматривание снега
Занятие №2 «Свойства снега»
Цель: Познакомить с новым свойством снега: в теплой комнате снег тает, в руке тоже, снег бывает грязным.
Ход игры:
- Рассматривание снега
- Опыт: взять снег в руки, он тает
У моей, Маринки
Две красивые снежинки
Всем хотела показать,
Глядь, снежинок не видать.
- Наблюдение: это произошло со снегом в стаканчике? Снег растаял. Вода грязная
- Беседа «Кто может пить такую воду»
Занятие №3 «Какая вода»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды и льда.
Ход игры:
- Рассматривание воды: она жидкая, прозрачная
- Рассматривание кусочка льда
Как получился лед? Замерзла вода.
Может лед стать водой? Если растает
Занятие №4 «Как достать игрушку»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды и льда.
Ход игры:
- Зайка приходит и плачет, случилось беда: его, любимый мячик замерз вместе с водичкой
- Опыт: поставить кусок льда с мячиком в теплое место.
Лед растает, и мячик зайка заберет
Занятие №5 – 6 «Цветные льдинки»
Цель: Познакомить детей с новым свойством воды и льда: могут быть цветными.
Ход эксперимента:
- Окрашивание воды
- Налить в формочки, поставить на мороз
- Рассматривание цветных льдинок
ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ С КАМНЯМИ
Занятие №1 «Знакомство»
Цель: Познакомить детей со свойствами камня: твердый, тяжелый, бывает разного цвета и разной формы.
Ход занятия:
- Рассматривание камней
- Игра «Постучим, постучим».
В руки камешки мы взяли,
Друг о друга постучали.
Наши камешки стучат,
Вот так, вот так.
Не разбить их нам никак
- Сравнение: перышко и камень. Перо легкое, камень тяжелый
Занятие №2 «Большие и маленькие»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами камня, его величиной.
Ход занятия:
- Рассматривание камешков
- Сравнение: большой – тяжелый, маленький легче
- Игра «Постучим». Маленький камень стучит тихо, а большой громко.
Занятие №3 «Построим домик»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами камня
Ход занятия:
- «Разбей камень» Кидают, не разбивается
- «Раздави камень» Топнуть ножкой по камню
- «Строим домик» Вывод: камень, очень прочный, твердый, из него можно строить
Занятие №4 «Дорожка из камешков»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах камня: тяжелый, легкий, большой, маленький; стучит громко, тихо. Камни твердые.
Ход занятия:
- Игра «Постучим»
- Группировка камешков
- Выкладывание дорожки из камешков
ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ С ПЕСКОМ
Занятие №1 «Знакомство»
Цель: Познакомить детей со свойствами сухого песка.
Ход занятия:
- Упражнение «Из ладошки в ладошку»
- «Насыпь в ведерко» Вывод: сухой песок сыпется, состоит из маленьких песчинок
Занятие №2 «Найди игрушки»
Цель: Познакомить детей со свойствами песка: сыпучий, сухой. В него можно закапывать разные предметы и откапывать их.
Ход занятия:
- Пересыпание песка: в ведерко, из ведерка
- Игра «Найди игрушки»
Занятие №3 «Лепим пирожки»
Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка.
Ход игры:
- Полить песок водой, что стало с песком? Какой он? Мокрый
- «Лепим пирожки»
Занятие №4 «Печем печенье»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами мокрого песка, вызвать интерес к игре с песочными наборами, развивать мелкую моторику.
Ход игры:
- Рассматривание новых игрушек: песочные наборы
- Игры с формочками
Занятие №5 «Заборчики»
Цель: Учить детей делать поделки из мокрого песка, прижимать песок руками, чтобы получилась горка, из горки заборчик.
Ход игры:
- Наблюдение за работой воспитателя
2. Самостоятельная работа (постройка заборчика)
1 комментарий
Понравилось планирование, все игры-эксперименты соответствуют возрасту.