Top.Mail.Ru

Магнитные чудеса

31

Автор  разработки: Смашнёва Наталья Владимировна.

Должность: воспитатель.

Место работы: МБОУ «Начальная школа – детский сад «Росток».

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность.

Форма проведения: игрыэксперименты.

Возрастная группа: старшая.

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей  в процессе знакомства со скрытыми  свойствами магнита.

Задачи:

создать условия для формирования представлений о магните и  его свойствах;

— способствовать выявлению особенностей действий магнитных сил;

— обеспечить условия для развития интереса к экспериментальной  деятельности;

— способствовать развитию речевой активности;

— способствовать развитию  мелкой  моторики;

— создать условия для выражения детьми своего мнения;

— создать условия для развития творческих способностей;

— способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками;

Методы: исследовательский,  словесный, частично — поисковой, наглядный.
4. Оборудование, материалы: разные  магниты – прямоугольные, круглые, в форме подковы;  магнитная доска,  цветные магнитики для игры;   железные опилки в стаканчиках, коробки (конфетные),  канцелярские скрепки, булавки, ложки, вилки, болтики, заколки; ластик, карандаши, деревянные кирпичики, ракушки, пуговицы; коробки из-под конфет, прямая стальная булавка.

Основные виды деятельности: общение, экспериментально-исследовательская, игровая.

Реализация  образовательных областей:

— физическое развитие (действия с магнитами, ходьба по групповой комнате);

— речевое развитие (речевое общение с воспитателем, со сверстниками, высказывание своего мнения);

— познавательное развитие (формирование представлений о магните,  его свойствах);

— социально-коммуникативное развитие (взаимодействие со сверстниками, работа в командах);

— художественно-эстетическое развитие (составление узора из магнитов).

 

Ход непосредственно образовательной деятельности.

 

Организация образовательного  пространства. Содержание деятельности Психолого-педагогические условия.
Вводная часть
В группу заходит Незнайка с корзинкой  (роль Незнайки исполняет мальчик из этой же группы).

 

Незнайка. Ребята, вот тут у меня в корзинке интересные камни, которые прилипли друг к другу. Я ничего не понимаю, почему это произошло?   Показывает детям магниты.

Воспитатель. Посмотрим, что это у Незнайки в корзинке?

Дети находят в корзинке  магниты разной формы и знакомые цветные магнитики для магнитной доски и игр, объясняют Незнайке, что это магниты.

Незнайка.  А что такое магниты? Помогите мне разобраться с этими камешками.

Воспитатель. Поможем Незнайке?

Условия для стимулирования речевой активности.

 

 

Основная часть
Игры с магнитами: шашки, «Математическая мозаика», «Мозаика». Воспитатель. Как мы сможем помочь Незнайке?

Дети высказывают свои предположения. Предлагают показать игры с магнитиками, так как в эти игры они  уже играли,  знают,  для чего в группе магнитная доска и магниты.

Воспитатель предлагает взять магниты  и разделиться на три  команды,  чтобы показать Незнайке   игры  с магнитами.

Дети делятся на три команды по цвету магнитов (синие, красные, зелёные). Дети первой  команды выстраивают  шашки (чёрные и белые магнитики) и рассказывают, как играют, дети второй команды составляет узор из магнитной мозаики, дети третьей команды   показывают игру «Математическая мозаика» (цифры-магниты).

Воспитатель. Почему фигурки прилипают? Из чего сделано игровое поле для игр?

Дети высказывают предположения, обмениваются  мнениями, приходят к выводу, что игровые поля у всех игр железные, поэтому фигурки не падают, а прилипают.

Условия для выражения детьми своего мнения.

 

Условия для взаимодействия со сверстниками.

 

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

 

 

Условия для выражения детьми своего мнения.

 

В разных местах групповой комнате разложены предметы:

канцелярские скрепки, булавки, ложки, вилки, болтики, заколки; ластик, карандаши и др.

 

 

 

 

 

На столе приготовлены разные  магниты – прямоугольные, круглые, в форме подковы.

 

 

 

 

 

Опилки в стаканчиках, конфетные коробки.

Воспитатель. Магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется магнетизмом, а предметы – магнетическими.

Незнайка. А как узнать, какие предметы прилипают к магнитам?

Воспитатель. Ребята, у вас  есть магниты, подумайте, как можно определить все ли предметы притягивают к себе ваши магниты?

Дети высказывают предположения, предлагают свои варианты.

Воспитатель предлагает поиграть в игру-соревнование  «Кто больше соберёт магнетических предметов».  Каждая команда должна, как можно больше собрать предметов, которые притягиваются к магнитам.

Дети. Команды берут корзинки,  ходят по группе и ищут магнетические предметы с помощью своих магнитов. Незнайка работает вместе с детьми.

Воспитатель. Какие предметы вы собрали?

Дети. Рассматривают предметы, которые они собрали в групповой комнате (заколки, скрепки, булавки, ложки и др.)

Воспитатель. Почему эти предметы прилипли к вашим магнитам?

Дети объясняют, что это и есть магнетические предметы, потому что они притягивались  к магнитам.

Воспитатель. Вам понравилось играть с магнитами? Хотите ещё поиграть,  и помочь Незнайке узнать новое о магнитах? Возьмите большие магниты разной формы.

Дети соглашаются играть и выбирают себе магниты разной формы.

Воспитатель. Посмотрите на эти опилки,  (предлагает рассмотреть  деревянные опилки и железные) чем они отличаются?

Дети рассматривают опилки, определяют, что они отличаются по цвету, по весу (железные тяжелее).

Воспитатель. Как вы думаете, магнит может рисовать?

Дети высказывают свои предположения, обсуждают.

Воспитатель. Проведём эксперимент. Насыпьте из стаканчиков железные опилки на  конфетную коробку тонким слоем, а под коробку положите большой магнит. Что случилось?

Дети рассматривают получившиеся узоры, объясняют, что железные опилки притянулись к магниту.

Воспитатель. Вокруг магнита существует магнитное поле – это пространство вокруг магнита, в котором магнитное притяжение влияет на движение металлических предметов. Попадая туда, железные опилки притягиваются к магниту. А теперь проведём ещё один эксперимент «Магнит рисует». Для этого просто протяните аккуратно магнит внизу коробки, не отрывая его от коробки. Что происходит?

Дети выполняют действия с магнитами, рассказывают, что происходит с железными опилками.

Воспитатель. Вот так магнит может рисовать железными опилками.

 

 

 

 

 

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

 

Условия для поисковой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия для  развития,   речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей, своего мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия для стимулирования речевой активности.

Заключительная часть
Из корзинки Незнайка достаёт компас. Воспитатель. Как вы думаете, Незнайка  узнал что-то новое о своих камешках? Спросите его.

Дети разговаривают с Незнайкой, обсуждают, что они делали.

Незнайка благодарит детей и достаёт из кармана компас.

Воспитатель. Ты принёс нам компас, а для чего?

Незнайка. Говорят, что здесь стрелка тоже магнит.

Воспитатель. Ребята, как мы можем узнать о компасе, из чего он сделан, есть ли там магнит, зачем он нужен?

Дети высказывают предположения, предлагают варианты: спросить у воспитателя, у родителей, посмотреть в интернете, прочитать.

Воспитатель. Узнать о компасе – это будет наше домашнее задание. Всё, что мы узнаем о компасе, мы расскажем завтра друг другу, а сейчас можете продолжить  играть с магнитиками.

Условия для развития мыслительных операций (провести анализ своей деятельности, сделать вывод).

Условия для выражения детьми своих мыслей, своего мнения.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Решите задачку *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост