define('WP_HOME','https://nata-blog.ru/'); define('WP_SITEURL','https://nata-blog.ru/'); Раскрываем секрет "Как правельно читать детям" | NaTa-Blog.ru

Как правильно читать сказки детям

roditeli-chitayt-skazku

Во всестороннем развитии личности нового человека важную роль играет художественная литература. Она оказывает огромное влияние на общее развитие человека, его идейное, нравственное и эстетическое воспитание, расширяет кругозор, способствует формированию художественного вкуса и творческой фантазии, повышению культуры устной речи, знакомит с великим созидательным трудом, прививает любовь к Родине.

Чем раньше соприкоснется человек с литературой, тем быстрее в нем разовьется широта интересов, духовное богатство, понимание красоты. Поэтому знакомить детей с литературой, прививать любовь к книге необходимо с самого раннего возраста.

Одним из действенных средств восприятия художественной литературы является чтение. Дети дошкольного возраста, как правило, сами читать не умеют. Поэтому ознакомление их с литературой, привитие им любви к книге осуществляют воспитатели в детских садах и родители – дома.

Чтобы правильно донести до ребенка содержание художественного текста, заинтересовать его чтением, родители сами должны обладать необходимыми навыками и умениями чтения вслух.

Первые литературные произведения, которые ребенок охотно слушает и заучивает наизусть, – произведения народной поэзии: потешки («Ладушки», «Гуленьки», «Сорока–белобока»), байки («Баю–бай, баю–бай, ты, собачка, не лай», «А, баиньки, баиньки, куплю детке валенки» и др.), песенки («Киска», «Петушок», «Жили у бабуси» и др.). Эти короткие произведения устного народного творчества привлекают внимание детей, успокаивают и развлекают их, воспитывают чувство ритма, дают возможность ощутить музыкальность стихотворной речи.

Народная поэзия помогает малышам познавать окружающий мир, знакомиться с нормами поведения, приобретать первые представления о нравственности. В небольших по объему и незамысловатых по содержанию народных стихах отражена любовь к труду («Наша Катя подрастет»), показаны товарищество и дружба («Кисонька–мурысонька»), рассказано об аккуратности, чистоплотности, послушании («Водичка – водичка», «Расти, коса, до пояса»).

Народная поэзия знакомит ребенка с красотой русской речи, способствует развитию памяти, воображения, приобщает к литературе.

Повторение детьми этих стихов, сопровождающееся соответствующими жестами, способствует развитию двигательной активности.

Чтение произведений народной поэзии требует большого мастерства. Часто родители, исходя из того, что детские произведения невелики по объему и просты по сюжету, приступают к их чтению без предварительной подготовки. Это приводит к монотонности и невыразительности исполнения. Такое чтение не производит на ребенка должного воздействия. Чтобы выразительно и с пользой прочесть короткое произведение народной поэзии, необходимы подготовка и понимание данного литературного жанра.

Народные песенки, потешки и байки исполняются и разучиваются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Читаются они просто, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи, с соблюдением ритма, присущего народной поэзии. В их передаче должна отразиться теплота, ласковое, душевное отношение к ребенку.

Чтение народной поэзии по книге недопустимо. Потешки, байки, народные песенки обязательно надо знать наизусть, произносить свободно, постоянно общаясь с ребенком, побуждая его к игре, наблюдая, как он реагирует на чтение, какими жестами сопровождает услышанные слова.

Чтение потешек, народных песенок проводится в форме игры, с сопровождением слова движением, так чтобы каждое слово совпадало с тем движением, которое проделывает ребенок или взрослый. Например, начиная рассказывать потешку «Сорока – белобока», рассказчик держит открытой ладонь ребенка и водит по ней пальчиком другой руки, как бы помешивая воображаемую кашку, которую варила Сорока, чтобы накормить деток. При словах «этому дала» загибает один пальчик за другим; при словах «Ты воды не носил, дров не рубил, каши не варил» покачивает мизинцем малыша; при словах «Тебе нет ничего!» делает движение, как бы подчеркивая нерадивость пальчика.

При чтении потешки «Ладушки, ладушки» ребенок хлопает в ладоши в ритм стиха. Со словами «Шу, полетели!» малыш поднимает руки вверх, со словами «На голову сели» – опускает их на головку, а при словах «Прочь улетели» – снова поднимает руки вверх и машет ими.

Дети младшего дошкольного возраста не воспринимают быстрой речи, поэтому потешки, народные песенки должны произноситься неторопливо, чтобы каждое слово ребенку было ясно. Читая потешку, необходимо соблюдать ритмические паузы (остановку после каждой стихотворной строки), выделять главное слово в предложении. Тогда ребенок обратит на него внимание, и оно запечатлится на всю жизнь в его сознании.

Так, готовясь к чтению забавного стихотворения «Идет коза рогатая», надо заранее выделить главные по смыслу слова, продумать паузы, прикинуть, какими жестами лучше сопроводить чтение.

Идет коза рогатая (пауза)

За малыми ребятами. (пауза)

Кто соску сосет, (пауза)

Молочка кто не пьет, (пауза)

Того – бу! (пауза)  Забоду, (пауза)

На рога посажу. (пауза)

Чтение этого стихотворения может сопровождаться ходьбой ребенка, который прижимает к вискам руки с вытянутыми вперед указательными пальцами. Во время чтения «Того – бу! Забоду, на рога посажу» он, наклоняя голову, покачивает ею, изображая рассердившуюся козу.

Один из распространенных литературных жанров, широко используемых для чтения дошкольникам, – рассказ. Рассказы знакомят детей с окружающей действительностью, учат правилам поведения, помогают оценивать поступки свои и товарищей, развивают интерес к природе, воспитывают любовь к Родине, к своему народу. Написанные для дошкольников, они отличаются лаконичностью повествования, небольшим объемом, ясностью и занимательностью сюжета. Герои таких рассказов – дети и взрослые, животные, которых ребенок хорошо знает, игрушки. Почти во всех рассказах имеется действие. Многие из них построены на диалоге (разговоре).

Для чтения рассказов дошкольникам характерны простота, естественность, отсутствие пафоса. Речь читающего должна быть освещена живым отношением к тому, о чем он сообщает, обращена непосредственно к детям. Поступки и речь каждого действующего лица передаются в строгом соответствии с его характером и поведением.

Однако, раскрывая образы героев, передавая их речь, рассказчику не следует перевоплощаться в действующих лиц и переходить на сценическую игру. Он должен передавать их речь так, как это делается в жизни, когда рассказчик выступает в роли собеседника и воссоздает разговор хорошо известных ему лиц.

При чтении рассказов следует обращать внимание на описание времени и места действия (в лесу, дома, в поле и т. д.), чтобы сразу ввести детей в обстановку, в которой будут развиваться события. Эти места следует читать медленнее, оттеняя их голосом.

Начало рассказа должно сразу привлечь внимание детей. Для этого надо, чтобы в голосе читающего звучала заинтересованность, чувствовалось стремление сообщить что–то очень занимательное.

Рассказы для детей младшей группы характеризуются краткостью, четкостью построения, простотой сюжета. Часто они носят описательный характер. В них много уменьшительных, ласкательных слов. Например, «У кумушки – лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая» (К. Ушинский). Чтение таких рассказов требует теплых, ласковых интонаций, тесного контакта с ребенком.

Рассказы для 5– и 6–летних детей сложнее по содержанию, больше по объему, чем рассказы для маленьких. Обычно они состоят из нескольких эпизодов, действие в них развивается с нарастанием и напряжения. Изображаемым в рассказе поступкам героев дается мотивировка. Чтение таких рассказов требует умения передать переживания героев, показать их взаимоотношения, дать оценку поведения.

Между частями рассказа, представляющими собой законченные эпизоды, нужно делать длительные паузы, чтобы ребенок имел возможность осмыслить прочитанное и подготовиться к прослушиванию следующей части.

Как правило, рассказы читают. Это привлекает внимание детей к книге как к источнику знаний и художественных ценностей.

Огромное значение в воспитании детей имеют сказки. Они помогают ребенку овладеть языком, знакомиться с родной природой, обычаями народа, учиться бороться со злом, вызывают у него стремление быть добрым, отзывчивым, храбрым, трудолюбивым.

Сказки доставляют детям огромную радость. Ребята внимательно их слушают, быстро запоминают, проводят игры на сказочные сюжеты, используют в своей речи понравившиеся слова, сочетания (тянем–потянем, большая–пребольшая, мышка–норушка, лисичка–сестричка, лягушка–квакушка).

Само название «сказка» (от слова сказывать, говорить, рассказывать) определяет форму ее передачи. Исполняется сказка (по книге или наизусть) всегда в простой, разговорной манере. Читающий обращается к ребенку, как бы желая воспроизвести историю, свидетелем которой он был (распространенная сказочная формула: «Я там был») или которую хорошо знает («Жили–были»).

В основе каждой сказки лежит реальная действительность. Фантастика подчинена жизненным задачам и передает реальные стремления людей, их мечты, желания. Этой особенностью сказки диктуется требование читать ее с обычными для бытового общения интонациями. Некоторая таинственность, свойственная волшебным сказкам (например, «Гуси–лебеди», «Царевна–лягушка»), соблюдается в самом начале чтения, чтобы ввести ребенка в сказочный мир, где все может быть (скатерть–самобранка, живая и мертвая вода, мальчик–с–пальчик), а также при передаче чудесных событий (полет на ковре–самолете, встреча с золотой рыбкой).

Сказки строятся на принципе противопоставления: добро противопоставляется злу, трудолюбие – праздности, ум – глупости. Эту особенность сказки надо учитывать. Места, в которых дается такое противопоставление, следует выделить голосом, остановить на них внимание ребенка.

Герои в сказках даются прямолинейно, с законченными, сложившимися характерами. Причем они резко делятся на положительных и отрицательных. Это либо трудолюбивые падчерицы, мудрые Василисы, самоотверженные Иваны–царевичи, либо злые мачехи, коварные Бабы–Яги, жестокие Кощеи Бессмертные. Характеры героев определяют своеобразие чтения сказок. Дети должны почувствовать, какой это герой, при первой же встрече с ним понять, как к нему относиться: симпатизировать и сочувствовать ему или осуждать и ждать его наказания.

Чтение мест, где рассказывается о положительных героях, потребует ласковых, одобрительных интонаций. Об отрицательных героях нужно читать с интонацией, передающей осуждение, возмущение, негодование. Так, например, сказке «Хаврошечка» место, где рассказывается о тяжелой жизни героини у злых людей, прочитать следует так, чтобы ребенок почувствовал жалость к бедной сироте, возмутился отношением к ней людей, которые ее «над работой заморили». Слова «она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает» должны прозвучать обращением к детям, чтобы они заинтересовались судьбой Крошечки–Хаврошечки и задумались, как ей помочь.

Обычно сказка начинается устойчивой сказочной формулой – зачином: «Жили–были», «Давным–давно», «В некотором царстве, некотором государстве». Цель зачина – сосредоточить внимание слушателя, ввести его в ту обстановку, в те времена, в которых будут развиваться события. В сказках о животных, где действуют существа реальные, зачин читается замедленно и повествовательно. В волшебных сказках, в которых можно ожидать любого чуда, зачин читается несколько таинственно и приглушенно, что – бы сразу ввести ребенка в мир сказочной фантастики. Некоторым волшебным сказкам предшествуют присказки, например: «Из–за леса, из–за гор, едет дедушка Егор: сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках, внуки на козлятках. Съехали с гор, развели костер, кушали кашку, слушали сказку». Присказка не связана с содержанием сказки, ее цель привлечь внимание. Чтение присказки должно вызвать у ребенка интерес, заставить его настроиться на слушание. Произносится она живо, в шутливой форме, в ней выделяются рифмующиеся слова. Последняя фраза присказки читается несколько замедленно, чтобы подготовить детей к прослушиванию сказки.

Действие в сказке начинается сразу («Посадил дед репку», «Налетели гуси–лебеди») и развивается непрерывно: одна картина сменяет другую, один эпизод следует за другим. Например, в сказке «Заячья избушка»: только лиса выгнала зайца из избушки, как ему уже повстречалась собака, убежала собака – повстречался медведь; ушел медведь – появился бык и т. д.

Чтение каждого эпизода требует от чтеца умения словесно нарисовать яркую законченную картину. Один эпизод от другого надо отделять длительной паузой, выделить в ней действующих лиц, обратить внимание на их поведение, причем каждый поступок героя должен получить определенную интонационную окраску, передающую отношение к нему читающего.

Все сказки имеют счастливый конец; добро в них побеждает, зло наказывается. Эту особенность необходимо передавать при чтении: конец читать замедленно, с интонацией удовольствия, похвалы, чтобы дети ощутили удовлетворение и порадовались за судьбу положительного героя сказки, почувствовали осуждение несправедливости и зла.

Сказка имеет свои выработанные веками художественные приемы, которые обязательно надо выделять при чтении, обращать на них внимание ребенка. Это, прежде всего прием трехкратного повторения (три дочери, три царства, три желания, три загадки и т. д.). Он имеет большое смысловое значение: передает нарастание напряжения, заостряет внимание на главном. Так, например, в сказке «Гуси–лебеди» гуси трижды настигают девочку, и только после третьего раза они «ни с чем улетели к Бабе Яге». Поскольку повторы фиксируют внимание на главном, их надо обязательно выделять при чтении: читать более медленно, громко, значительно, чтобы насторожить детей и побудить их ждать дальнейшего развития событий.

Сказкам свойственны устойчивые выражения («слезами умывалась», «как сыр в масле катается»), постоянные эпитеты («темный лес», «наливное яблочко», «чистое поле»), повторы («затужил–заплакал», «ждал–пождал», «живут–поживают»). Эти художественные приемы имеют большое значение для передачи определенного образа или действия и создают своеобразный сказочный колорит. Читая сказку, надо обращать на них внимание: подчеркивать голосом, читать более эмоционально, произносить медленно, напевно, чтобы дети не только поняли их значение, но и почувствовали ритм.

В прозаическое повествование сказки часто вплетаются небольшие рифмованные песенки. Цель их не только позабавить слушателя. Они органически связаны с содержанием и передают настроение героя (жалобная песенка братца Иванушки из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), используются как прием заманивания (песенка лисы из сказки «Кот, петух и лиса»). Поэтому, исполняя песенку, необходимо учитывать характер того, кто ее поет, и цель, с которой она поется. Песенку можно пропеть на несложный мотив, который наиболее подходит к ее содержанию, или прочитать нараспев, соблюдая интонации, наиболее ярка передающие ее смысл, характер и настроение героя.

В сказках часто употребляется прием ступенчатого сужения, при котором наблюдается сокращение количества предметов до одного – самого главного (например, рассказ о смерти Кощея Бессмертного в одноименной сказке: «Стоит сосна, на сосне ларец, в ларце утка, в утке – яйцо, в яйце игла, на конце иглы – смерть Кощея»). Эти места надо читать медленно, каждый новый предмет выделить голосом, перед последним, главным, сделать паузу, а слово, его обозначающее, произнести особенно значительно и медленно.

Многие герои сказок наделены забавными прозвищами: мышка–норушка, лягушка–квакушка, мальчик–с–пальчик. Они конкретизируют образ, подчеркивают его особенность, поэтому на эти прозвища при чтении надо делать упор, чтобы дети ярче представили образ и запомнили его.

Сказки часто завершаются концовкой: «Я там был, мед–пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали жить–поживать да добра наживать». Как и зачин, концовка имеет определенный смысл: она разряжает внимание слушателей, подчеркивает завершение сказки, создает радостное настроение. Читается концовка живо, весело, лукаво. От собственно повествования сказки она отделяется паузой.

По окончании чтения сказки, особенно волшебной, надо сделать длительную паузу, чтобы дать возможность детям побыть под впечатлением, прочитанного, а затем вернуться из мира сказки к реальной действительности.

При чтении сказки надо обращать внимание на ее юмор. Умело переданный, он всегда радует детей, доставляет им удовольствие. Чтобы дети поняли юмор сказки, места, рисующие комичность положения, в которое попадают глупые и злые герои, надо читать с лукавством, выделяя слова, подчеркивающие комизм положения. Например, в сказке «Лисичка–сестричка и серый волк»:

«Лисичка села волку на спину, и он ее понес.

Сидит лиса да потихоньку и говорит:

– Битый небитого везет, битый небитого везет.

– Что ты там, лисонька, говоришь?

– А я говорю: битый битого везет.

–Так, милая, так!»

Сказка немногословна. Каждое ее слово полно значения, динамично, метко и поэтично. Например, в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» картина жаркого летнего дня рисуется всего одной фразой: «Солнце высоко, колодец далеко, жар поднимает, пот выступает». Слов мало, но за ними стоит живая картина, полная напряжения. Поэтому при чтении ни одно слово сказки не следует оставлять без внимания. Читающий должен вдуматься в слова, видеть за ними действие, картину, настроение героя. Только тогда он сможет прочитать текст живо, ярко, впечатляюще.

Большое место в жизни ребенка занимают стихи. Они развивают эстетический вкус детей и поэтическое восприятие мира, обогащают речь, пробуждают, чувство ритма, развивают музыкальный слух.

Выразительно прочитанное стихотворение производит на детей неизгладимое впечатление. Оно пробуждает у них желание слушать стихи, заучивать и повторять их.

Содержание стихотворения всегда связано с звуковой организацией поэтической речи. Создавая стихотворение, поэт использует определенные поэтические приемы, которые дают ему возможность наиболее полно и эмоционально передать мысли, чувства и настроения. Поэтому, читая стихотворение, надо дать почувствовать детям поэтичность стиха, его ритмичность и музыкальность. Этого можно достигнуть только при условии знания закономерностей и особенностей стихотворной речи.

Строение стиха принципиально отличается от строения прозы. Для прозы характерно свободное расположение слов. Стихотворная речь ритмически организована, для нее свойственно деление на определенные ритмические строки, которые называются стихом или стихотворной строкой. Эти строки являются ритмической единицей стиха, они помогают сохранить рифму, имеют значение для мелодии и ритма стиха. Правильное их чтение показывает звуковое отличие стихотворений от прозы.

Независимо от того, совпадает или нет стихотворная строка с окончанием предложения, в конце каждой стихотворной строки обязательно должна быть ритмическая пауза. В противном случае стихотворение может утратить свою ритмическую организацию и звучать как проза.

Длина ритмической паузы находится в строгой зависимости от смысла читаемой фразы. Так, если ритмическая пауза приходится на стихотворную строку, которая передает незавершенную мысль, длина ее будет непродолжительной. Если же ритмическая пауза совпадает с завершением мысли, длительность ее увеличивается. При этом следует иметь в виду, что в случае, когда ритмическая пауза приходится не на конец фразы, а на ее часть, когда мысль не завершена, постановка паузы должна сопровождаться повышением голоса, которое бы побудило слушателя к ожиданию продолжения мысли, ее завершения.

Стихотворные строки, как правило, объединяются рифмой. Рифма – это звуковой повтор в конце стихотворных строк. Она не только усиливает ритм, но и во многих случаях выделяет слова, которые имеют важное смысловое значение. Поэтому при чтении рифмующ9иеся слова надо выделять. Если рифма приходится на слово, которое не имеет важного смыслового значения, выделять это слово не следует, так как это приводит к затруднению понимания смысла стихотворения. Например, если в отрывке из стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»:

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора –

выделить рифмующиеся слова, смысл стихотворения утратится. Будет непонятно, почему «злится зима», а ведь она «злится недаром»: ее пора прошла, весна ее гонит.

Для русского стихосложения характерна ритмическая организация, опирающаяся на правильное чередование ударных и безударных слогов. Сочетание ударных и безударных слогов называется стопой. Стопа не только способствует яркому раскрытию содержания стихотворения, но и сообщает стихотворной речи особую плавность и музыкальность, которые необходимо передавать при чтении.

Стихотворные строки посредством чередования рифм объединяются в единообразные группы, которые называют строфами. Строфа представляет собой законченное смысловое и синтаксическое целое. Она как бы делит стихотворение на отдельные логически завершенные части. Поэтому для более четкой передачи каждой части при чтении одну строфу от другой отделяют длительной паузой.

Особенностью стихотворений является и то, что поэт в них часто использует повторы отдельных звуков для более яркого воспроизведения образа, действия, явления.

Так, в стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо?» В.В. Маяковский прибегает к многократному повторению звука «р», чтобы усилить впечатление разбушевавшейся бури:

– Если ветер

крыши рвет,

если

град загрохал…

Эту особенность поэтической речи надо передавать при чтении, усиливая повторяемый звук. Однако при этом не  следует переходить на звукоподражание, так как это может привести к обыгрыванию выделяемого звука в ущерб содержанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Решите задачку *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост